Чтобы подобрать ее, нужно знать, как действует тот или иной цвет на психику человека. Красный цвет, к примеру, возбуждает, повышает кровяное давление, вызывает учащение пульса и ритма дыхания, раздражает и создает внутреннее напряжение. Желтый и оранжевый цвета действуют тонизирующе, но не вызывают внутреннего напряжения, а способствуют повышению деловой активности. Есть даже предположение, что они улучшают пищеварение. Синий, голубой и их оттенки действуют успокаивающе, по некоторым наблюдениям, способствуют снижению частоты пульса, ритма дыхания и кровяного давления на 3—5%. Белый цвет нейтральный, никаких его воздействий на состояние человека не отмечалось. Зеленый и его оттенки — успокаивают, а фиолетовый — расслабляет.

Таким образом, исходя из этих свойств следует подбирать цветовую гамму для различных комнат. В спальне желательно преобладание зеленого цвета и его оттенков, рисунок обоев должен быть неброским, приглушенным, освещение — мягким, рассеянным. Совершенно иначе должна выглядеть детская: в ней могут доминировать желтые и оранжевые цвета, рисунок обоев яркий, четкий, лучше тематический — сюжеты из детских сказок и игр. Освещение может быть верхним рассеянным, но достаточно хорошим. В столовой также должен преобладать оранжевый или желтый цвета, обои с ярким рисунком, освещение верхнее. Аналогичная гамма подойдет и для кухни. А вот зал (комната отдыха) желательно выполнить в более спокойных тонах: при недостаточном дневном освещении (комната окнами на север) должны преобладать светлые тона, при хорошем дневном освещении тона могут быть потемнее.

При подборе цветовой гаммы отдельных комнат следует избегать монотонности: например, окрасить стены в один тон и подобрать другую расцветку мягкой мебели и штор. Не желательна и бессистемна пестрота. Она возникает, как правило тогда, когда отсутствует цветовая доминанта, то есть окраска стен, мебели и других предметов никак по цвету не связаны между собой. Конечно, в подборе цветовой гаммы большую роль играет вкус, но есть и некоторые общие правила. Например, рисунок на шторах по цвету гармонирует с рисунком на мягкой мебели, но приятно будет выглядеть, если рисунок на шторах будет гармонировать не с рисунком, а с основным полем обшивки мебели. Не обязательно, чтобы основной цвет штор соответствовал основному цвету обоев; достаточно, если рисунок обоев гармонирует с основным полем штор и наоборот. Не следует избегать и контрастов. Умеренный контраст даже необходим, так как он позволяет более рельефно очертить мебель, предметы украшения.

Общий цветовой тон обычно задается окраской стен, полов и потолков. Наиболее распространенный цвет потолков — белый с голубым или синим оттенком, или как говорят — небесный. Этот цвет широко распространен и привычен, так как он наиболее естественный. Однако это совсем необязательно соблюдать: хорошо смотрится и бледно-желтый, бледно-оранжевый цвет потолка. В продаже бывают специальные обои для потолков с орнаментальным рисунком. Такие обои придают нарядный вид комнате.

Наиболее практично стены оклеивать обоями, их можно подобрать на любой вкус и скомбинировать с цветом мебели или ее обшивки. Процесс оклейки обоями несложен и практически доступен каждому, и в этом также их важное преимущество перед окраской. Выполнить качественную окраску (побелку) стен особенно с нанесением рисунка дело более сложное, хотя при желании можно освоить и его. При побелке основное поле делают белым или с бледным оттенком и затем наносится рисунок. В настоящее время широко распространены различные клеевые эмульсии для окраски стен. Какую-то часть стен (лучше перегородки) можно окрасить и масляными красками или эмалью, но все стены красить масляными красками нежелательно: это снижает воздухопроницаемость стен, а в ряде случаев приводят к отпотеванию (на них может конденсироваться влага). Можно красить стены и потолки известью или мелом. Составы и способы приготовления их приведены ниже в разделе «Малярные работы».

Многие строительные организации полы красят темными красками, это создает некоторую мрачность в квартире. Лучше, когда полы светлые, с оттенками, напоминающими цвет сухой древесины, который приятно воспринимается человеком. Поэтому паркетные полы не красят, а покрывают бесцветным лаком. К сожалению, линолеум очень часто выпускается темных цветов, что делает его мало пригодным для жилых помещений.

Окна обычно окрашивают в белый цвет с голубым или синим оттенком. Они могут лучше смотреться, если переплеты окрасить в иной цвет, чем косяки и наличники, но это дело вкуса.

Наиболее приятный цвет дверей — под дерево. Это достигается двумя способами: первый — чисто отшлифованную дверь покрывают лаком; второй — оклеивают специальной декоративной пленкой (бумагой), затем также покрывают ее лаком. К сожалению, строители пока для отделки дверей используют масляные краски, причем не всегда лучшим образом. Внутренние двери чаще всего окрашивают в белый цвет, а наружные — в какой-нибудь темный.

Тональность красок следует согласовать с дневным освещением: если окна большие и на юг, то тона выбираются более темные, а рисунок приглушенный, менее броский. При плохом дневном освещении тона красок выбирают более светлые, рисунок крупнее и ярче. Как уже отмечалось, удобнее всего цветовую гамму подобрать за счет обоев, окраски стен, а все остальное должно ее дополнять. Если в комнате много мебели, то тон должна задавать она. При наличии ковров и паласов, когда стены плохо просматриваются, тональность следует подбирать по коврам и паласам. Разнообразие в интерьер удобнее всего вносить за счет меняющихся элементов: штор, покрывал, накидушек. Ими можно разнообразить цветовую гамму, декорировать комнату.

Существенную роль в создании уюта играет искусственное освещение. При этом нужно использовать как общее, так и местное освещение. Общее, чаще верхнее, должно создавать единую световую атмосферу в комнате. Обычно для этой цели применяют люстры: они смягчают освещение, вызывают игру света и тени. Их необходимо подобрать с учетом размера комнаты и характера мебели. Большая люстра в маленькой комнате, да еще наполненной мебелью, выглядит чужеродным элементом, а маленькая в большой — создает негармоничное впечатление.

Если в комнате есть рабочее место — письменный стол — то для него необходимо местное освещение, настольная лампа. У журнального столика уместен торшер. Над диванами больше подходит бра. Свет местных светильников нужно направить на рабочее место так, чтобы он по возможности не мешал другим находящимся в комнате людям.

Освещение в спальне обычно делают неярким и рассеянным, для него используют небольшие люстры или плафоны. А вот в прихожей, наоборот, освещение должно быть достаточно ярким, чтобы можно было рассмотреть туалет, поправить прическу перед зеркалом. На кухне освещение, как правило, общее, хорошее, как впрочем и в столовой.

Важным атрибутом интерьера комнаты являются шторы и различные занавеси. Плотные шторы-портьеры не должны слишком затенять окна, поэтому их обычно сдвигают в простенок. Для смягчения дневного света и придания красоты окнам, кроме портьер, используют гардины — занавеси из прозрачных тканей типа тюли. Тюлевыми гардинами закрывают пространство между портьерами.

В ряде случаев шторы и занавеси навешивают и на дверные проемы, особенно когда нет дверных полотен.
Особое место в интерьере и создании комфорта занимает мебель. При меблировке комнат нужно придерживаться нескольких основных правил: не перегружать комнату, оставляя как можно больше свободного пространства; размещать мебель так, чтобы к ней был удобный доступ при пользовании и уборке; она не должна мешать при перемещении по комнате или закрывать окна.

Мебель, конечно, лучше приобретать комплексно, а еще лучше делать по заказу или самому: жилая комната, спальня, кухня-столовая. Если нет такой возможности, то нужно подбирать ее так, чтобы отделка предметов мебели в одной комнате резко не отличалась по цвету и стилю. Очень удобна мебель навесная: она меньше занимает места, не мешает при уборке. К сожалению, наша промышленность из навесной мебели выпускает только книжные полки и шкафы для кухни.

Размещают мебель обычно в зависимости от назначения комнат: в спальне, кроме кровати (кроватей) ставят платяной шкаф (шифоньер), туалетный столик, прикроватные тумбочки, иногда трюмо. В последнее время над кроватью принято вешать ковер или гобелен. Не следует перегружать спальню предметами украшения, а чтобы стены не выглядели совсем пустыми, можно повесить эстамп или бра, на тумбочке поместить небольшую настольную лампу (ночничок).

В общей комнате, если она в основном предназначена для отдыха, размещают диван, два кресла около журнального столика, сервант, тумбочки для телевизора и радиоаппаратуры. Если позволяет место, ставят обеденный стол и полдюжины стульев. Когда общая комната служит рабочим кабинетом, приходится еще ставить рабочий стол, книжный шкаф и полки для книг. Не следует загромождать комнату книжными шкафами, особенно с книгами, которыми пользуются очень редко. Для общей комнаты очень удобны набор пристенных шкафов, или как их называют мебельные стенки.

Они обычно полностью закрывают одну из стен, в ней размещают посуду и книги, секретер и телевизор, радиоаппаратуру и предметы украшения. Если есть возможность, стенку лучше изготовить по заказу: она точнее будет пригнана к месту, в ней разместятся те предметы, которые есть или которые вы намерены приобрести. Отделку можно также выполнить по вкусу хозяина.

При ограниченной площади все лишнее необходимо убрать, общая комната должна быть максимально свободной, необходимо, чтобы в ней было как можно больше воздуха и света.
В детской комнате должно быть как можно меньше мебели: недорогой стол, один-два стула, диванчик и кровать или диван-кровать. Для школьников необходим письменный стол и одна-две полки для книг. Желательно в детской оборудовать домашний стадион. Мебель должна быть по возможности простой и прочной, удобной, лучше без острых углов и дорогой обшивки. Ковры, картины в детской нежелательны, стены лучше оставить пустыми для рисунков детей и портретов их любимых героев.

Если детей несколько, а комната одна, то следует использовать комбинированную мебель: диван-кровать, двухэтажную кровать, стол с двухсторонним пользованием.

Квартира, как известно, начинается с прихожей, оборудовать ее нужно в соответствии с размерами. Если позволяет площадь, то в прихожей размещают шкаф для одежды, ящик для обуви, трюмо со столиком или туалетный столик с зеркалом. Мебель должна быть предельно плоской, по возможности навесной. Еще лучше, если мебель в прихожей встроенная. В ряде случаев это можно сделать своими силами.

В прихожей приходится хранить много различных мелочей: сапожные и одежные щетки, зонты, ключи и т. д. Для того чтобы они были всегда под руками, очень практично на двери, особенно если она отворяется вовнутрь, устроить простое приспособление: к полотну прибить несколько карманов из плотной материи, в которых можно хранить зонты, щетки, перчатки и ключи, предметы туалета и т. д.

Особого внимания требует кухня, которая во многих городских квартирах служит и столовой. Кухня — это рабочее место хозяйки. Основное требование к ней — удобство для работы при приготовлении пищи. Она должна быть достаточно просторной, светлой, хорошо проветриваемой. Самый распространенный интерьер кухни — вдоль стенки без окон размещают весь основной инвентарь и мебель: мойка, плита, рабочий стол и холодильник. Все это удобнее закрыть специальным пристенным шкафом, который можно сделать или заказать. У противоположной стены размещают обеденный стол и стулья (табуретки). Основное правило меблировки кухни — удобство для работы. Варианты интерьера кухни приведены на рис. 1.

Варианты интерьера кухни

Если в семье есть пожилые родители, то комнату для них следует меблировать особенно деликатно. Как и детская, она должна быть светлой и теплой. Мебель нужно поставить по вкусу пожилых. Иногда они хотят сохранить старую привычную мебель, дорогую им по тем или иным причинам. Этому не надо противиться, тем более, что — с разрешения родителей — мебель можно подновить, отремонтировать.
***
В темной комнате обои и мебель следует подбирать светлых тонов. При меблировке комнат нужно стремиться к тому, чтобы она выглядела просторной, не загроможденной.
Стремитесь к тому, чтобы в комнате было больше воздуха и света.
Не вешайте картины на стенах, освещенных солнцем.
Пыль с картин, написанных маслом, смахивайте мягкой тряпочкой.
Акварели и фотографии помещайте под стекло — они лучше сохраняются, не желтеют. Нельзя ставить цветы, особенно розы и гвоздики, на вибрирующие предметы: телевизор, приемник и др.